От 2 до 3 лет


Что должен уметь ребенок 2-3 лет?

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давление и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам.


Физическое развитие

• Уметь ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
• Играть с мячом – бросать его кому-нибудь, попадать в корзину, стену.
• После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
• Имитировать поведение других людей. Играть, повторять действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
• Параллельно выполнять больше одного действия. Например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
• Учиться осваивать четырех или трех колесный велосипед.


Развитие памяти, логического мышления.

Что может ребенок:
• Правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых пазлов, строить башню из кубиков.
• Уметь определять предмет по одной детали – крылья принадлежат бабочке. Колесо от машины. • Определять, какого цвета предмет.
• Уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла (машинка) большая или маленькая.
• Различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник.
• Понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый.
• Определять недостающие части на картинке – какому персонажу забыли нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.
• Находить предмет по его характеристикам.
• Уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет.
• Рассказать о том, что делал целый день.

Пособия для занятий:
1. Воздушные шары
2. Волшебные шкатулки
3. Кто здесь лишний
4. Кто спрятался в лесу?
5. Кто спрятался за забором?
6. Кто что ест?
7. Игры со спичками
8. Найди тень
9. Найди тень 2
10. Первые паззлы «Мои игрушки»
11. Первые паззлы «Животные»


Математические представления.

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенок можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. На третьем году жизни малыша можно учить:
• считать до 5;
• помнить, что на руках по пять пальцев;
• сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
• пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
• соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
• показывать, что находится сверху, что снизу.

Пособия для занятий:
1. Елочки
2. Игра «Паровозик»
3. Карточки «Формы»
4. Кубики
5. Игра «Один - много»
6. Игра «Сколько?»
7. Игра «Сравни?»
8. Счет в пределах трех
9. Игра «Хватает ли…»


Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас (1200 – 1500 слов), формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов.
В этом возрасте дети:
• знают названия предметов, которые видят, которым пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности;
• ориентироваться в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе;
• начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает;
• понимают, в чем состоит смысл некоторых профессии, разбираются, что делает шофер, почтальон, повар;
• отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ;
• задают вопросы взрослым;
• могут знать пару простых стихотворений до 4 строк;
• с помощью мамы стараются составить рассказ по картинке;
• узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает;
• дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы;
• ребенок пробует общаться не только с взрослыми, но и с детьми.

Пособия для занятий:
1. Звукоподражание для малышей
2. Как говорят животные
3. Кто что делает?
4. Это я!
5. Пальчиковые игры для развития речи


Мелкая моторика

Мамы и папы обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:
• паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
• наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
• развивающей литературой, книгами по возрасту.

Пособия для занятий:
1. Покорми зверушку
2. Вырезание для малышей
3. Игра «Прищепки»
4. Обводилки «Веселые животные»
5. Проведи животное по дорожке
6. Стихи и движения
7. Шаблоны для игр «Заплатки»