От 5 до 6 лет


Возрастные особенности ребенка 5- 6 лет

Возраст 5–6 лет называют старшим дошкольным. То есть не только предшествующим, но и благоприятствующим дальнейшему обучению. Этому способствуют все психоэмоциональные и физиологические изменения, происходящие с маленьким человеком. Это базовый период для закладки основных черт характера и манеры поведения. Знание основных возрастных особенностей развития детей 5 – 6 лет поможет родителям оценить и скорректировать многие значимые аспекты.


С чем подходим к школе?

Самое важное изменение, которое происходит с ребенком в этот период, – замена непроизвольности произвольностью. Что это значит? Теперь ребенок может заставить себя целенаправленно думать, запоминать, быть усидчивым, внимательным, концентрироваться на задании взрослых, управлять своим поведением. Раньше эти процессы у него регулировались степенью эмоциональной заинтересованности. Поэтому сейчас наступает самый благоприятный период для развития познавательных способностей и формирования мотивации к обучению


Окружающий мир.

Уже сейчас дошкольник может:
• называть и различать виды транспорта, их назначение (общественный, грузовой, специальный, сельскохозяйственный, наземный, водный, воздушный);
• называть и различать не только основные цвета, но и по несколько их оттенков;
• объединять предметы на классы по тем или иным признакам, определять, из каких материалов они изготовлены;
• рассказать о явлениях природы и действиях людей в разные времена года; объяснить, для чего нужны воздух, вода и солнце растениям, животным, человеку;
• ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев;
• назвать свой точный адрес, город, в котором живет, свою Родину, ее столицу; относиться к природе с рациональностью, бережливостью, заботой. С чувством времени пока еще существуют проблемы (ребенок может путаться во времени года либо днях недели).

Пособия для занятий:
1. Времена года
2. Дни недели
3. Изучаем время
4. Инструменты
5. Какой предмет лишний?
6. Кто где работает?
7. Праздники и времена года
8. Расставь по местам
9. Спортивные принадлежности

Возможно выполнение заданий из других возрастных категорий.


Математика

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:
1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.
2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.
3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?
4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.
5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.
6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Пособия для занятий:
1. Выполни задание
2. Дорисуй по цифрам и раскрась
3. Игра «Больше, меньше, равно»
4. Найди и раскрась цифры
5. Придумай задачи
6. Раскрась по цифрам

Возможно выполнение заданий из других возрастных категорий.


Логическое мышление, память, внимание.

Сейчас, ребенок уже в состоянии удивить родителей своими интеллектуальными познаниями и достижениями:
• может запомнить за пару минут до 8 картинок;
• помнит и рассказывает наизусть несколько стихотворений с выражением;
• может найти до 6 различий между картинками;
• пересказать прочитанное близко к тексту;
• выполнять задания, не переключаясь и не отвлекаясь, от 10 до 20 минут;
• находить логическую закономерность в цепи событий;
• объяснить разницу между предметами и явлениями;
• обнаружить и объяснить на рисунках несоответствие действительности;
• находить из 4-5 предметов лишний по какому-то признаку, объясняя этот признак;
• складывать разрезанный рисунок или паззл минимум из 9 частей;
• правильно употреблять количественные и порядковые числительные;
• уравнивать группы предметов;
• объяснять положение предмета относительно себя, других людей или других предметов (сзади тебя, слева от стула).

Пособия для занятий:
1. Задание на логику
2. Зрительное восприятие
3. Игра на внимание «Найди пару»
4. Найди букву
5. Повтори мозайку
6. Подбери карандаши к рисунку
7. Прочитай слова по первой букве
8. Развиваем память
9. Что изменилось на картинке
10. Что лишнее?

Возможно выполнение заданий из других возрастных категорий.


Эмоции

Психология ребенка 5–6 лет отличается всплеском воображения – это тоже можно назвать основной возрастной особенностью детей этого возраста. А развитие фантазии неизбежно влечет за собой расширение эмоциональной палитры и бурное развитие речевых навыков. Старшему дошкольнику доступен весь спектр человеческих эмоций, которые он активно проявляет в игре, общении со сверстниками, взрослыми, при пересказе, чтении стихов. Речь ребенка сейчас богата интонациями, сменами темпа и громкости. Она активно дополняется мимикой, жестами.
Сейчас у ребенка закладываются и развиваются такие качества, как любознательность и любовь к близким, очень ярко проявляется удивление.

А также формируются моральные, эстетические качества, интеллектуальные чувства:
• чувство гордости;
• юмора;
• стыда;
• прекрасного,
• героического;
• дружбы.


Речь

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:
1.Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.
2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона
4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.
5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.
6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.
8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Пособия для занятий:
1. Времена года
2. Изучаем предлоги
3. Рассказ по картинке «Деревня»
4. Речевые логические задачки
5. Составь рассказ «Мой дом»
6. Составь рассказ по картинкам «Зима»
7. Составь рассказ «Распорядок дня»

Возможно выполнение заданий из других возрастных категорий.


Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет может уметь:
1.Ребенок может звонить по телефону.
2.Ребенок может знать, как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу
3. Ребенок может уметь вести себя за столом.
4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.
5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.
7. Ребенок должен знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.
8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.