Возрастные особенности
развития детей


Какова роль внимания в развитии ребенка?

По статистике 90% запросов родителей (по вопросам психического развития ребенка или школьных проблем), связаны, с особенностями внимания ребенка ( "Ну, почему он такой невнимательный?" "Неужели так трудно, просто внимательно прочитать?", "Кошмар какой-то, ребенок все теряет, вечно нужно ему все напоминать?", "Он(она) просто надо мной издевается, повторяю все по 5 раз") Неусидчивость, рассеянность, забывчивость, гиперактивность, невнимательность, раздражительность и торопливость, вот примеры проявлений недостаточности или нарушения внимания, которые можно наблюдать у детей. Все эти проявления неблагоприятно влияют на развитие ребенка, на его поведение, самооценку, а порой на самочувствие.


Что же такое внимание? Какова его роль
в развитии ребенка?

Внимание - один из психических процессов занимающий особое положение. Все психические процессы включают в себе внимание, как необходимый момент. Проще говоря, без внимания, не возможны ни восприятие, ни запоминание, ни обработка поступающей в мозг информации.
Таким образом, внимание необходимый процесс, развитие которого, благотворно влияет на все психические процессы.
Развитое внимание, несомненно, является основой успешной познавательной и учебной деятельности. Особенности внимания ребенка, влияют и на развитие его социальных навыков, создают предпосылку для развития формирующейся личности.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного выбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Развиваясь, ребенок воспринимает огромное количество информации, сознательно или бессознательно обращая внимание на что-либо. Для того что - бы гармонично и полноценно развиваться, ребенку просто необходимо что бы его внимание было в норме. В противном случае ребенок просто не может в полном объеме изучить какое-то явление, предмет, запечатлеть нужный, полезный опыт и применять его в жизни. В последующем ему сложно успевать за темпом учебного процесса, что влияет на усвоение знаний, успешность ребенка, а так же интерес и желание учиться.


Что наблюдается у детей с недостатками или нарушением внимания?

Проявления снижения внимания
1) ребенку трудно сохранять внимание, трудно завершить задание;
2) снижена собранность и целенаправленность при выполнении задания;
3) трудно сосредоточиться на каком-либо занятии или предмете;
4) затруднено припоминание нужной информации, таким детям можно очень много раз повторять инструкции, но в итоге они могут их забыть;
4) такие дети легко возбудимы, отвлечь их может любая мелочь. Им трудно усидеть долго на 1 месте. Так же, они редко могут увлечься надолго одним занятием. Им быстро становиться скучно и не интересно.
5) снижены самостоятельность и самоконтроль. В непривычных ситуациях, детям со сниженным вниманием, еще сложнее, они легко теряют контроль над собой. Им трудно выполнить ранее не знакомое задание или просьбу.

Такие дети отличаются импульсивностью.
Проявления Импульсивности:
1) задание такие дети выполняют неряшливо со значительным количеством ошибок, даже если они очень стараются сделать все аккуратно и без ошибок;
2) они могут часто выкрикивать, имеют трудности в соблюдении правил игры и школьной дисциплины;
3) им очень трудно находиться в любой очереди, они не выносят ожидание.
5) дети с трудностями внимания не умеют проигрывать, часто из-за этого они вступают в драки;
С возрастом проявления импульсивности могут меняться. Чем ребенок старше, тем импульсивность сильнее и заметнее для окружающих

Так же…
1)Самооценка детей с проблемами внимания неадекватна, чаще заниженная. Так как везде и всюду они слышать замечания, критику и недовольства. Но самостоятельно справиться не могут.
2) Поведение нарушено из-за совокупности отмеченных выше признаков.
3)Отношения со сверстниками так же им даются нелегко.
4)Дети с проблемами внимания крайне рассеяны, могут долго искать вещь, которая находится на видном месте, могут забыть портфель в школе, надеть разные носки или обувь.


Рекомендации родителям

Дети, внимание которых не нарушено быстрее развиваются психически, способны длительно сосредотачиваться, а, следовательно, глубже изучать мир. Могут быстрее запоминать информацию и сохранять ее на длительный срок. Способны ярче воспринимать информацию и явления окружающей среды. Если вы заметили у своего ребенка какие – либо проявления снижения внимания, в зависимости от силы этих проявлений, вы можете предпринять следующие меры.

1. Обращение к врачу-неврологу для выяснения физиологических предпосылок нарушения внимания у ребенка и назначения адекватного лечения (при необходимости).
2. Обращение к психологу для профессиональной диагностики уровня внимания и его качества и последующей коррекции внимания в виде тренингов или занятий.
3. Обращение к воспитателю/учителю для получения рекомендаций и построения совместного пути развития внимания вашего ребенка.
4. Самостоятельное проведение игр и занятий для развития внимания ребенка.